Апраксин Сергей Андреевич

Родился в 1923 году в селе Атрать Алатырского района Чувашской АССР. По национальности русский. Член КПСС с 1944 года. В июне 1941 года зачислен в Военную школу пилотов им. К Е. Ворошилова. После ее окончания направлен в запасной авиаполк. На фронте Великой Отечественной войны с июля 1944 года. Принимал участие в боях по освобождению Белоруссии, Литвы и овладении Восточной Пруссией. Совершил 109 боевых вылетов. За мужество и отвагу в боях награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени и орденом Славы III степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года ему присвоено звание Героя. Советского Союза. Он — участник парада Победы в Москве. После войны занимал ряд командных должностей. В настоящее время пенсионер, живет и работает в Москве.

Зал клуба ярко освещен. Перед призывниками выступает участник Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Сергей Андреевич Апраксин, человек интересной военной судьбы. Внимательно слушают его завтрашние солдаты, с завистью поглядывая на грудь ветерана-летчика, украшенную многими правительственными наградами. Фронтовик взволнованно рассказывает им о своем боевом пути, об отваге и мужестве однополчан.
Сергею Андреевичу есть о чем рассказать нашей молодежи. В боях по освобождению Белоруссии, Литвы и при овладении Восточной Пруссией он произвел 109 успешных боевых вылетов. За этот период уничтожил и повредил: 11 танков, 69 автомашин, 12 батарей полевой и зенитной артиллерии, 47 повозок с грузом, взорвал 3 склада боеприпасов, создал 4 крупных взрыва, 18 очагов пожара в местах скопления техники противника и уничтожил более трехсот гитлеровцев.
Он принимал активное участие в пяти групповых воздушных боях с истребителями противника, в которых своими дерзкими и решительными действиями стойко отбивал все их атаки и выходил победителем. Отличная техника пилотирования и умелый противозенитный маневр, а также мастерское применение огневой мощи самолета Ил-2 всегда обеспечивали ему успех при выполнении боевых заданий.
В его характеристике подчеркивается: «С. А. Апраксин—безгранично мужественный и храбрый летчик-штурмовик. Он имеет неутомимое желание как можно больше летать на выполнение боевых заданий...»
Боевые дела Сергея Андреевича документально зафиксированы в его летной книжке. Это — документ, в котором бесстрастным языком цифр записана биография летчика от первого ознакомительного полета до последнего, когда за плечами остались и жаркие воздушные схватки — учебные и реальные, и дальние маршруты со штурмовками, и счастье удач, и горечь поражений, годы службы.
Прошумели эти годы заоблачными высями, полетами в грохочущем небе войны, в небе Родины, одолевшей врага. И с каждой новой заполненной страницей летной книжки Сергей Андреевич становился старше, все больше пробивалась седина в волосах, а на лбу залегала новая морщина. И вот он сидит, сняв военную форму, среди призывников и неторопливо перелистывает пожелтевшие страницы летной книжки, вспоминает, сопоставляет, и волной подымается в его груди чувство глубокого удовлетворения: если бы начать жизнь заново, то путь в ней избрал бы тот же. Иной судьбы не надо.
...Сергей Апраксин вспоминает эпизод за эпизодом.
— Не забыть мне вылет, совершенный 30 июля 1944 года в район Козлова Руда,—рассказывает Апраксин.— Тогда я летел в составе шестерки. Ведущим был Герой Советского Союза Саша Покликушкин—мой командир эскадрильи. Он еще во время Сталинградской битвы славился как прекрасный разведчик. Однажды во время прорыва сильно укрепленной обороны противника обнаружил замаскированную артиллерийскую засаду в составе свыше десяти немецких батарей на пути движения нашего танкового соединения и помог вызванным с аэродрома штурмовикам разгромить ее до подхода туда советских танкистов. Под стать Покликушкину был Владимир Гамзин. Как никто другой из летчиков, он умел по следам гусениц выслеживать гитлеровские танки и выводить на них штурмовики. Нельзя не вспомнить Арсения Малена, Дмитрия Каприна, Андрея Коломойца и многих других, которые мастерски наносили штурмовые удары по противнику. Я часто летал с ними в паре, а с Сашей Покликушкиным — почти до конца войны. Все то, что умел делать он, я старался воспринимать от него...
И вот 30 июля 1944 года в полете в район Козлова Руда Сергей Апраксин думал об одном —как бы не потерять ведущего. Он помнил слова командира: «Отстанешь от ведущего — считай пропал, лучшей находки для «мессера» не надо». Когда прошли линию фронта, волнение улеглось. Апраксин, как и другие соколы, точно сбросил бомбы и начал обстреливать противника из пушек и пулеметов.
Воздушная обстановка была не из простых. Одновременно со штурмовиками над линией фронта действовали «юнкерсы». Они находились выше и чуть в стороне. Множество столбов пыли и дыма тянулось вверх, ухудшая видимость. Атакам не было конца. Нити трассирующих пуль и снарядов молнией пронеслись перед глазами Апраксина. Но он уверенно шел за ведущим, все время прикрывая его от вражеских самолетов.
Несмотря на непрерывные атаки вражеских истребителей и ожесточенный обстрел зенитной артиллерии, дерзкими и решительными атаками Апраксин лично сжег три автомашины, метко сброшенными бомбами создал пожар в железнодорожном эшелоне, шедшем в направлении фронта.
Теперь, после успешно выполненной боевой задачи, группа штурмовиков, отстреливаясь, пробивалась к линии фронта. На многих из них на плоскостях зияли пробоины, начала приподниматься обшивка, кое-где обнаружились лонжероны и нервюры. У Апраксина заклинило руль высоты. Самолет становится неуправляемым. Его с большими усилиями удается удерживать в горизонтальном положении.
Вцепившись обеими руками в ручку управления, Апраксин неожиданно для противника и с риском для себя резко сбавил обороты. Скорость упала до минимума. Не предвидя такого маневра, «мессеры» проскочили вперед. Апраксин еще раз повторил этот маневр и выиграл время.
Линия фронта осталась позади. Наши зенитчики пришли на помощь летчику. Огненной стеной они преградили путь преследователям, которые были вынуждены повернуть восвояси.
Гвардии младший лейтенант Апраксин совершил посадку на своем аэродроме. Вот он стоит в кругу товарищей и, обращаясь к технику, говорит с нескрываемым восхищением:
— Это не самолет—мечта! Вы только посмотрите на него: живого места нет, а все-таки дотащил до аэродрома.
Командир полка, выслушав доклад офицера, потер ладонью подбородок и повернулся к начальнику штаба:
— Представьте гвардии младшего лейтенанта Апраксина к награждению орденом Славы III степени...
— Но не зазнаваться,— снова предупредил летчика командир полка.— Пусть этот полет послужит для вас уроком на всю войну.
И Сергей Апраксин оправдал доверие командира. Он за короткий период стал мастером штурмовых ударов. Об этом красноречиво рассказывают записи, сделанные в его личном деле. Вот строки из них:
«6.10.1944 г. Вылет в район Расейняй в составе 4 Ил-2. Штурмовая атака артминбатареи и живой силы противника. Апраксин уничтожил одно артиллерийское орудие, убил две лошади и около десятка гитлеровцев...»
«23.10.1944 г. Вылет в составе шести Ил-2 в район Друттишкен. Штурмовка танков и автомашин противника. В результате успешных атак, противотанковыми бомбами, реактивными снарядами и огнем из пушек тов. Апраксин уничтожил один танк, одну автомашину и уничтожил около 20 гитлеровцев. Задание было выполнено, чем оказана помощь подразделениям 2-го танкового корпуса в отражении контратаки и выхода их из полуокружения».
«8.12.1944 г. Вылет в паре Ил-2 в район ж.-д. участка Тракенен-Гумбинен. Штурмовка ж.д. эшелона противника. Низкая облачность и туманная дымка затрудняли поиски цели, но тов. Апраксин, не считаясь с тяжелыми условиями, заданную цель нашел и при«сильном огне зенитной артиллерии произвел две атаки по эшелону. От прямых попаданий бомб и снарядов был разбит паровоз и три железнодорожных вагона. Самолет Апраксина получил сильное повреждение. Требовалась срочная посадка. В критический момент, когда самолет стал совсем неуправляем, Апраксин мастерски произвел вынужденную посадку па прифронтовом аэродроме. Спас самолет и жизнь экипажа...»
«14.1.1945 г. Вылет парой в составе 6 Ил-2 в район Бружен и Тутшен. Под сильным огнем зенитной артиллерии пара Апраксина атаковала контратакующие танки и пехоту противника. В результате эффективных действий лично уничтожил: одну батарею МЗА, три автомашины, до 25 гитлеровцев».
«28.1.1945 г. Совершил три боевых вылета на штурмовку танков и войск противника в район 8-10 км южнее Кенигсберга. Несмотря на сильный зенитный огонь и плохие метеоусловия, тов. Апраксин успешно выполнил поставленную задачу. В результате прямых попаданий бомб и снарядов уничтожил: один танк, две автомашины, подавил огонь одной батареи МЗА. Офицер наведения подтвердил результаты и благодарил за хорошую работу. В этот дены наши войска в этом районе овладели более десятью населенными пунктами».
«3.2.1945 г. Совершил два боевых вылета на уничтожение контратакующих танков и войск противника в районе Хайде и Вальдбург. При этом тов. Апраксин лично уничтожил три автомашины, подавил огонь двух батарей полевой артиллерии. В результате действий штурмовиков все контратаки противника на этом участке были отбиты. Наши войска имели успех в продвижении вперед».
«18.3.1945 г. Вылет в составе 6 Ил-2 в район Габдитен и Шертен на штурмовку по скоплению автомашин и артиллерии. Дерзкими и решительными ударами группа тов. Апраксина уничтожила 23 автомашины, из которых— 15 с боеприпасами, 2 батареи полевой артиллерии, подавлен огонь одной батареи МЗА. Создан один очаг пожара в расположении войск противника».
«20.3.1945 г. Вылет в составе 5 Ил-2 в район Люктенфельда и Менфельда на штурмовку по скоплению войск противника. Гитлеровцы ожесточенно сопротивлялись и пытались контратаковать наши наступающие наземные части. Благодаря смелым действиям группы штурмовиков враг был прижат к земле и наши войска, преодолев сопротивление противника, успешно продвинулись вперед. Тов. Апраксин, снижаясь до бреющего полета, в упор расстреливал технику и живую силу противника. Во время этого вылета он лично сжег три автомашины с боеприпасами, разбил две повозки, подавил огонь одной точки МЗА. Группа успешно выполнила боевое задание, без потерь и повреждений возвратилась на свой аэродром».
Таких записей в личном деле гвардейца Сергея Андреевича Апраксина немало. Все они дополняют боевую биографию отважного воздушного воина.
Немало вылетов Апраксин совершал и на разведку. И всегда он привозил ценные сведения о противнике. Вспоминая о таких заданиях, Сергей Андреевич рассказывает:
— Как-то мы с Покликушкиным вылетели на разведку вражеских танков,—говорит Апраксин.—По разведданным, они находились недалеко от передовой. Летим мы час—нигде похожего не видим. Тогда решили залететь глубже в тыл и проследить по следу. Оказалось, противник замаскировал их под копнами сена и соломы. И мы начали их сжигать с воздуха. Горящие танки стали выползать отовсюду. Мы тут же об их местонахождении передали своему командованию. Или другой пример. Наша разведка сообщила об эвакуации войск противника и местного населения по ледяной дороге с района юго-западнее Кенигсберга. На задание я вновь вылетел со своим другом Сашей Покликушкиным. На наших самолетах были установлены по два фотокинопулемета. Мы должны были сделать съемки плановую и перспективную. В то же время я должен был прикрывать своего ведущего. Летели на малой высоте, между косой Бриж-Гаф и материком. И на ледяной дороге мы обнаружили людей и военную технику. Через некоторое время эти данные уже были у нашего командования. Приказ был выполнен с честью... Очень жаль, что в одном из боев погиб мой фронтовой друг и учитель Саша Покликушкин...
До конца войны Сергей Андреевич находился на переднем крае. Войну закончил в Восточной Пруссии. Как мастер штурмовых ударов, он был удостоен участия на параде Победы в Москве.
Мужественный летчик-коммунист своими боевыми делами показал образец беззаветного служения Родине, большевистской стойкости и умения разить врага без промаха.
После окончания Военно-воздушной академии он был назначен на командную должность. Весь свой богатый опыт и знания он отдавал делу подготовки молодых летчиков. Теперь отважный летчик-штурмовик находится в запасе. Но он не думает об отдыхе, как и раньше, полон сил и энергии, творческих планов, поисков и дерзаний.
Предприятие, руководимое Героем Советского Союза С. А. Апраксиным, является ведущим среди родственных предприятий города Москвы. Этот большой и дружный коллектив из года в год перевыполняет производственное задание. Личный пример в этом показывает наш земляк Сергей Апраксин.

А. Николаев