История д.Эпшики

В Норусовской стороне немало красивых деревень. Дома расположились по берегам больших оврагов, по дну которых текут небольшие речки, а вокруг сады, сады. Одна из них деревня Эпшики. Встретились мы с 77-летней Флегентовой Татьяной Арсентьевной, жительницей этого поселения, случайно. Познакомила нас её невестка, учительница чувашского языка и литературы Азимсирминской средней общеобразовательной школы Флегентова Валентина Николаевна. В течение четырех часов длился наш разговор о деревне, о людях, о прошлой и будущей жизни на этой земле. В её воспоминаниях были слезы и громкий смех, горечь и гордость, но глаза её излучали Доб­роту и жизнелюбие. Вот что она рассказала.

Деревню разделяет большой овраг, называемый Вата-вар (Средний овраг), по сторонам которого расположены жилые дома. Жители обеих сторон называют себя своей сто­роной (Хамӑр айӑкки), а соседей напротив - другой сторо­ной (Леш айӑкки). Улицы имеют современные названия -Заречная и Малиновая. Часть деревни разделяет небольшой пруд и небольшие речушки, которые впадают в реку Хир­леп. Местность богата оврагами, урочищами, названия мно­гих из них со временем бесследно исчезли, но некоторые сохранились. Самое известное из них — Киремет ҫырми, овраг, где люди проводили Чӳк. Одни жители говорят, что в прошлом на этом месте было небольшое поселение, другие утверждают, что первый дом в деревне Эпшики был пост­роен около одинокой липы и большого старого дуба. Время шло, деревья не трогали даже тогда, когда у дуба появилось огромное дупло, не осмелились вырубить. В 1943 году приро­да сама решила судьбу этого великана, во время сильного летнего дождя и ветра дуб упал в овраг. Но песня об этих деревьях и о возникновении деревни до сих пор звучит на различных праздниках.Рядом с деревней Малти ҫырма — передний овраг, Йӗпе ҫырми (Мокрый овраг) - болотистая местность, Упӑте ҫырми -  овраг, где проживал крестьянин с очень некрасивой вне­шностью, Ҫӗмёрт ҫырми — здесь росла черемуха, которая еже­годно цвела волшебно белыми цветами.

Название полей, урочищ этой местности связаны с жиз­нью и деятельностью жителей деревни. Ята тӑвайкки - косо­гор, где проживал крестьянин по имени Ята, Парманти улӑхӗ -   заливной луг крестьянина Паромона, Вӑрӑм уй — запасное поле, часть которого выделялась отставным солдатам и моло­доженам, Вӗт хурӑн вӑрманӗ — мелкая березовая роща.

В переписи 1859 года деревня Эпшики указана как выселок Ялдры, значит, сюда люди переселились из разных населенных пун­ктов и местностей. В августе 1897 года в деревне сгорело 40 домов, осталось только 15 хозяйств дальнего переулка. Как бы ни было страшно, горестно и трудно — люди выстояли, вновь построили жилые дома, сохранили свою деревню, которая до настоящего вре­мени своим расположением и красотой восхищает гостей.

В конце XIX века, примерно в 100 метрах от вышеназ­ванного дуба, крестьянин Федор Никифоров построил боль­шой дом. У него была ветряная мельница. За это пришлось расплачиваться продолжателям рода. Сына Егора раскулачи­ли, отобрали все, а самого с семьей отправили в Сибирь. Но он вернулся на родину, благословил своих сыновей, Ефима и Ефрема, на войну против фашизма, где оба сложили головы. Род Федора Никифорова сегодня продолжают праправнуки.

Другой род — Тарасовы. Два сына Тараса - Никита и Ва­силий имели ветряные мельницы. Его внукам тоже пришлось пройти через муки раскулачивания, унижения. Род продолжает жить, в деревне стоит прекрасный кирпичный дом, кото­рый построил праправнук Тараса — Георгий. Такими же креп­кими хозяйствами славились здесь семьи Петра Тарасова, Павла Васильева, Романа Павлова, Тихона Федорова.

Раскулачили род Павла Васильевича Васильева. Неуто­мимый труженик в зимнее время на свое поле вывозил до 100 возов навоза. Его земельный участок давал до 15 центне­ров ржи с гектара, в пяти амбарах хлеб хранился до нового урожая. Некоторые крестьяне получали у него семенную ссу­ду, а часть долга возвращали навозом.

Тихон Федоров был неграмотным сборщиком налогов. В своей работе использовал существующие в округе зарубки на ореховых прутьях. Основная дубовая палка имела 55 дыр, по количеству хозяйств этой деревни. На каждую семью у него были свои прутья и свои зарубки. Значение этих зарубок по­нимали все жители общества. За свою работу, вместо зарпла­ты, он от властей получил 40 соток земли. Моя собеседница, Татьяна Арсентьевна, оказалась его правнучкой.

23 августа 1938 года 126 человек из 209, имеющих право голоса, собрались на общее собрание, где решили переимено­вать свою деревню Эпшики в Пушкино. Руководители сельс­koго Совета посчитали: уж слишком не звучит название их деревнини. На рассмотрение вынесли 11 названий, такие как Бе­резовка, Орехово, Шура, Дубовки, Камышино и т.д. Из присутствующих, 81 человек с двумя воздержавшимися проголо­совали за переименование. Президиум Вурнарского райисполкома поддержал решение собрания и просил ПВС ЧАССР утвердить волеизъявление жителей, переименовать деревню Эпшики в Пушкино. По неизвестной причине реше­ние по изменению названия деревни принято не было.

В 1931 году в деревне Эпшики организовали сельскохозяй­ственную артель "Пучах"(Колос), но хозяйство быстро распа­лось, осталось только несколько дворов. Через год артель пере­именовали в "Победу", председателем избрали 25-тысячника Павлова, счетоводом - местного жителя Порфирия Фадеева. Дела пошли в гору. По итогам года колхозники получили хоро­шее вознаграждение, что побудило остальных крестьян всту­пить в колхоз. Во время войны все мужские должности занима­ли женщины, бригадирами стали Евгения Леонтьева, Анна Иванова, Матрена Герасимова. Работающие колхозники тогда получали по 300 граммов хлеба или 300 г муки в день.

В 1953 году Эпшики и Тувалькино объединились и создали колхоз имени Булганина, в 1954 году объединились с Азим-Сирмой и образовали колхоз "Коммунизм", а в 1977 году к ним присоединился Шинерский колхоз "Россия". Председателем кол­лективного хозяйства тогда работал Ильин Иван Ильич. В 1988 году деревни разделились на два колхоза по прежним границам. В "Россию" вошли Шинеры, Чириш-Шинеры, Шоркасы, Ишлей, а в "Искру" — Азим-Сирма, Тувалькино и Эпшики.