Сельское хозяйство

Падение крепостного права в 1861 году имело серьезное последствие для чувашских крестьян. Реформа 1866 года о землеустройстве государственных крестьян лишила их права пользования лесными покосами, которые были превращены в оброчные статьи. Чувашские государственные крестьяне стали свободными.

Вопросами крестьянского земледелия занималось Казанс­кое губернское управление земледелия Государственных имуществ, образованное в 1838 году. В 1868 году это управление переименовали в Казенную Палату Государственных Имуществ, или как в народе называли, — Казанское Государственное Зем­ство. В его ведении находились вопросы, связанные с государ­ственными крестьянами, государственными лесами, землями, природными недрами и другими казенными имуществами.

Земли Норусовской стороны песчаные, местами черно­земные. В XVI веке крестьяне пахали землю деревянными плу­гами «агабусь», со временем стали применять косулю (чалӑш), которая имела один железный лемех. При вспашке лесной чащобы или целины в «агабусь» впрягали 6-8 лошадей. Посте­пенно в нашей стороне распространилась русская соха. Воз­делывали рожь, овес, ячмень, полбу, горох, гречиху, репу, а пшеницу сеяли мало. В хозяйствах держали лошадей, коров, овец, свиней. Коз, гусей и уток имели только более зажиточ­ные крестьяне.

Климат умеренно-континентальный, с отчетливо выра­женными сезонами года. Среднегодовая температура состав­ляет в пределах 3,5 градусов тепла. Осадки в виде дождя, снега, мокрого тумана выпадают до 500 мм. Устойчивый снеговой покров появляется в середине ноября, максимальная высота снега достигает в феврале до 80 см. Почва в отдельные годы промерзает от 1 до 2 метров. В прошлые времена леса занимали около 50% территории, а сегодня - не более 20%, вследствие чего идет понижение уровня подземных вод. Поэтому за 50 лет практически полностью исчезло большое Хумушское озеро.

Российское государство всегда жестко следило за це­нами на продукты питания первой необходимости, своев­ременно их регулировало. Статистические данные конца XIX века свидетельствуют, что в течение десятилетия в Нору­совской волости цены на продукты питания не менялись. За иуд пшеницы давали 35 копеек, пуд ржаной муки стоил 50 копеек, овес - 25 копеек, баранина, свинина и говядина -от 2 руб. 60 коп. до 3 руб. 20 копеек, масло - 10 рублей, рыба - 2 рубля за пуд. Хлебная торговля в Чувашии имела большое значение. Крестьяне сбывали свои излишки хлеба, чтобы рас­считаться с долгами. Предметом значительного торгового обо­рота служило и скотоводство. В конце XIX века в разных мес­тах начали строить фабрики по обработке мясных продуктов.

«Всякий дом хозяином держится», - говорили в старину. Хозяйство зажиточного крестьянина того времени немного отличалось от других. Изба состояла из большой комнаты с русской печкой, где проживала семья. Было крыльцо, сени, чулан, где хранили небольшой запас еды и сезонную одежду. Хозяйственными постройками были: клеть, летний и зимний член, амбар, сарай, конюшни для лошади и стойло для коро­ны, погреб. Внутри двора располагались - черная баня, пивоварни, колодец. Вокруг двора высокий забор с большими и маленькими воротами, так чуваши отделяли один мир от другого. Позади двора имели небольшой участок земли, сад, огород. Это все вместе называлась усадьбой. На краю усадь­бы, на ее дальнем конце располагалось гумно - место для складирования и обмолота снопов, крытое помещение для хранения соломы и сена. Неподалеку от гумна распологался овин, где топили печку и сушили снопы.


Посеяно хлебов

Снято урожая хлебов


в 1891 году (пудов)

в 1891 году (пудов)

Рожь

2533

11266

Яровая пшеница

21

63

Овес

2885

8855

Ячмень

1343

4029

Греча

31

93

Другие хлеба

471

1413

Картофель

160

640

Сено


33000


Чуваши любили и любят баню. Крестьяне для этого стро­или, как везде, специальную постройку, где можно было мыться и париться, т. е. баню. Сруб строили из легкого, пористого дере­ва, впитывающего влагу — осины. Сама баня состояла из двух частей - бани-парной и предбанника. В предбаннике можно было переодеваться и отдыхать после парной. У входа в основное от­деление бани была сложена каменка-калильня без трубы, для топки и нагрева камней. Такая баня топилась только по-черно­му, дым выходил через волоковое окно или дверь. Сажа оседала на потолок, на верхние бревна. Когда камни раскалялись, баня достаточно прогревалась, ей давали выстояться, иначе можно было угореть. Воду грели всегда одним способом. В деревянную кадушку с холодной водой кидали раскаленные камни, где вода мгновенно нагревалась. У дальней стены около каменки был устроен полок. Здесь люди прогревали свои кости и парились веником, пока не улетят все болячки...

 В 1892 году в Норусовской волости количество земли, находящейся в общественном пользовании крестьян, состав­ляло 9789,7 десятин.

При общинном землепользовании применялся трехполь­ный севооборот, когда поля делились на три участка - ози­мое, яровое, паровое, которые ежегодно последовательно че­редовались и назывались трехпольными. Государство, казна искусственно поддерживали поземную общину, чтобы сохра­нить установленные повинности за каждым домохозяином. Это было невыгодно зажиточным крестьянам и середнякам. Крес­тьяне не были уверены, что могут сохранить все свои участки земли при его новом «переделе». Поэтому обработка их велась не эффективно, земли становились скудными. Русские кресть­яне удивлялись, как чувашские крестьяне в таких климатичес­ких условиях получают неплохой урожай хлебов, хотя почва не везде плодородна - песчаная или супесчаная.

Как мы видим, основными хлебными злаками чувашс­ких крестьян были озимая рожь, яровые - овес, ячмень. В первую очередь это обусловлено неприхотливостью культур, устойчивостью к различным болезням, способностью давать довольно приемлемый урожай на небогатых почвах.

В XVIII - в начале XIX веках урожайность на Руси при­нято было считать отношением объема брошенного в землю зерна к объему взятого с неё урожая, и называлось сам-шесть, сам-восемь. В неурожайном, 1892 году в волости посеяли 2533 пуда, сняли 11266 пудов ржи, т.е. получили всего сам-пять, низкий урожай того времени.

Рожь занимала половину посевных площадей, потому что чуваши считали, что она сильнее пшеницы и в зернах, и в муке. В благоприятные годы урожайность ржи с десятины составляла 50-60 пудов, до 9 центнеров с гектара. Стоимость хлеба в Норусовской стороне была ниже, чем в русских гу­берниях. Яровой овес использовали для содержания лошадей. Ячмень, самый скороспелый из всех злаковых культур (веге­тативный период составляет всего девять недель против шес­тнадцати у яровой ржи) славился у чувашей, без него не было бы знаменитого чувашского пива. Полбу сеяли только чуваши, местные русские ее использовали редко.

Пшеницу считали сорной, площади посева занимали не­значительное место. Она часто заглушалась сорными травами, не дозревала, ложилась на землю, или половина колосьев были пустыми. Репу сажали для приготовления щей, супов и других блюд, использовали как картофель.

Многие крестьяне выращивали хмель как для домашних нужд, так и для продажи. Хмель из Чувашского края отправ­ляли в Москву, Петербург, Тверь и в другие города России. После открытия местных винокуренных заводов вывоз хмеля резко сократился.

В 1856 году ученый этнограф Казанского университета Василий Сбоев писал, что «...далеко не так деятельны русские и татары в уборке хлеба. У них обыкновенно по три, по четыре года и даже более хлеб лежит в гумнах немолоченный, в копнах, отчего, разумеется, и сырость много портит его, и мышь немало истребляет. Ещё въезжая в село или в деревню, Вы и в Казанс­кой, Симбирской и Оренбургской губерниях заранее можете оп­ределить, кто в этой деревне живет, стоит только взглянуть на гумно. Если в исходе ноября или декабря не заметите на гумнах ни одной хлебной копны, а только увидите воткнутый на верхушке каждого овинного шиша необмолоченный сноп, то сме­ло заключайте отсюда, что здесь селение чувашское, а не та­тарское и не русское...».

Действительно так. Чуваши во время уборки хлеба рабо­тали не зная ни сна, ни отдыха. Не завершив уборку, никто не проводил праздник нового хлеба, не позволял себя не­много отдохнуть, отдышаться, сварить новое пиво. Крестья­не последний сноп специально оставляли на шише, птицам на еду и доброму путнику знак, что тяжкое время уборки хлеба завершилось, и хозяин будет рад принимать дорогого гостя, поднять вместе с ним кружку пива...

Приговор Норусовского волостного правления «О разделе земли крестьянами на наличия души. 

 1891 года Марта 11 дня, мы нижеподписавшиеся Казанской губернии Ядринского уезда Норусовской волости сельских обществ 1-го Норусовского, составляющегося из 158 душ мужского пола по 10 ревизии, живущие в 119 дворах, 2-го Норусовского общества из 373 ревизских душ, живущие в 182 дворах, имеющие земельный надел, данной по владенной записи, в общем собрании в присутствии местных наших сельских старост Сидора Яковлева и Силиверста Иванова, от 1-го Норусовского 68, и от 2-го Норусовского 137, всего 205 домохозяев, имеющих право голоса на сходе, т.е. не менее 2/3 общего числа домохозяев, где имели суждение о том, что земельные наделы данным на число душ по 10 ревизии нам пользоваться стало неудобно для некоторых хозяев, потому что у них число наличных душ увеличилось, и следовательно недостаток земли в таких хозяйствах крайне ощутителен для их благосостояния, затем тех семействах, в которых после ревизии наличных душ убавилось, и они излишки земли давали в аренду крестьянам даже других обществ в ущерб домохозяев своего общества. В устранение означенных неудобств по землевладении, мы согласно приговора от 18 октября 1878 года весь земельный надел наших двух обществ, села Норусово, и деревень 1 и 2 Норусовой с околотками, разделили между собой на наличия душ мужского пола которые состояли 1 января 1879 года, установив тем приговором срок, с весны 1879 года впредь на 12 лет. Ныне срок пользования землею на изложенных условиях по наличным душам окончилось и в течение последних 12 лет, тоже много произошло в составе семейства изменений, из-за этого является пользование земельным наделом опять не уравнительным, в отвращении этого мы домохозяева 1 и 2 Норусовского общества единогласно ПОСТАНОВИЛИ:

Весь земельный надел крестьян села Норусово и деревень 1 и 2 Норусово с околотками, который находиться, в общем не раздельном пользовании двух обществ 1 и 2 Норусовских, разделили между собой на наличие душ мужского пола, которая по поверке семейных списков будут на лицо к 1 апреля 1891 года и следующую оброчную подать, поземельный налог, земская и все прочие сборы платить с наличного числа душ с начала 1891 года. Раздел земли по утвержденным начальством сего приговора сделать с весны сего 1891 года до начала яровой пашни. Засеянный озимой хлеб на 1891 год остается на пользовании прежних владельцев. Новый раздел земли принять впредь на 12 лет. Для уравнительного раздела земли на каждого домохозяева избрали повторенными крестьянского Норусовского общества Антона Антонова, выселка Синьялы Прохора Самсонова, деревни Мачамуши Дмитрия Кириякова, деревни Хумуши Захара Львова, д. Кивьялы Трофима Игнатьева, д. Ослабев Якова Герасимова и деревни Кумбалы Луку Антонова, в том и подписываемся. 

 Под приговором подписались 20 грамотных крестьян, за остальных неграмотных по списку и по их личной просьбе расписался запасной унтер-офицер села Норусово Григорий Федотов, поставили печати старосты сельских обществ Сидор Яковлев и Силивестр Иванов, волостной старшина Роман Мартынов 1891 года марта 11 дня приговор освидетельствовали, зарегистрировали в книге приговоров под № 4 и утвердили печатями волостной старшины и волостного правления.                                                                                                                 

К этому документу приложен список душ мужского пола всего Норусовского общества в количестве 817 мужчин. В составе 1-го Норусовского общества было 236 мужчин, в том числе: в селе Норусово - 112 чел, в деревнях Синьялы -37, Мачамуши - 85, Кумбалы - 2. Во 2-ом Норусовском об­ществе насчитывался 581 человек мужского пола, в том чис­ле: в селе Норусово - 29 мужчин, в деревнях Хумуши - 123, Кивьялы - 82, Ослаба - 184, Кумбалы - 109, Мачамуши -13, Синьялы - 41.

Эти 7 поселений вместе назывались населенным пунк­том Покровское Норусово. Жители называли себя семинору-совцами, вирьяльскими - верхними чувашами.

В тот период такие сходы крестьян проходили во всех сельских обществах волости. Допускались отдельные наруше­ния, в том числе в самом 1-ом Норусовском обществе -оставили без земельного надела вдову. Она с жалобами дош­ла до Ядринского уезда. 10 апреля 1893 года земской началь­ник 4-го участка Ядринского уезда направляет протест в Но­русовское волостное правление: «Предписываю волостному немедленно собрать сход 1-го Норусовского общества и объя­вить им, что всему разъяснению Сената 1885 года за № 2694 к 6 пункту, 188 ст. общественный волостной сход не имеет право обеземеливать женщин, пользующихся землею на правах домохо­зяев, вследствии чего обязать, сход надлежить обеспечить зем­лею всех вдов, лишенных земельного надела, в последней передать земли с предупреждением, что если настоящее мое законное тре­бование будет не исполнено, то приговор общества о переделе земли будет отменено, за неисполнение моего законного распо­ряжения весь сход будет подлежать ответственным по 61 ста­тье о Земельном налоге. Об исполнении доложить. Земской на­чальник Аристов».

Семнадцатого апреля 1893 года волостное правление отвечает, что по новому приговору вдова крестьянина села Норусово Матрена Сорокина землею наделена.

Уездная земская управа строго следила за состоянием посевных и уборочных сельскохозяйственных работ, не до­пускала перекосов, просила своевременно информировать о состоянии погоды и роста хлебов. Вот что сообщает 25 апреля 1900 года Норусовский волостной старшина Андреев: «Про­шедшая зима на озимые посевы имела благоприятные условия, так как с осени снег лег на мерзлую землю, покрывая поля равно­мерным слоем, глубина снегового покрова на ровных местах до­стигала 6-8 вершков, и он мог служить достаточной защитой от морозов. Весеннее таяние снега так же было благоприятно для просачивания снеговой воды на достаточную глубину, при таянии снега застоя воды и ледяной коры на полях не было, по­этому повреждение озимой не ожидается. В настоящее время озимые находятся в удовлетворительном состоянии. К распаш­ке полей под яровые хлеба приступили с 24 апреля и сев продол­жается. Погода с 23 апреля установилась теплая и благоприят­ная». 9 мая того же года вновь сообщает, что посев яровых завершен, при выполнении сельскохозяйственных работ ра­бочим с конем без кормежки оплачивали по 60 копеек, пе­шим по 30 копеек в день.

В начале 1900 года в Норусовской волости засеяли 3384 десятин земли озимой рожью, 2425 десятин — овсом, около 1000 десятин — ячменем, гречкой, полбой, чечевицей, кар­тофелем, льном, коноплей. Осенью собрали 35532 пуда ози­мых хлебов, 24436 пудов яровых, 1320 пудов картофеля и 185775 пудов сена. На следующий посев оставили 5076 пудов озимых, 6109 пудов яровых семян и 264 пуда картофеля. На продовольственные нужды волости заготовили 16366 пудов озимых, 5455 пудов яровых хлебов и 1056 пудов картофеля. 4357 пудов озимых и 3672 пуда яровых заложили на взносы в магазинах. По 10 тысяч пудов яровых и озимых хлебов оста­лись излишними, около 3,0 тысяч пудов озимых и 2,5 тысячи пудов яровых хлебов крестьяне выставили на продажу.

В волости ещё имелись удельные земли, т.е. земельная собственность Российской императорской фамилии. Они на­ходились в пользовании у бывших удельных, государствен­ных крестьян. Такие земли обрабатывали всем миром, полу­ченный хлеб хранили в отдельных амбарах и охраняли по очереди. Общество не могло распоряжаться зерном, но из­лишки разрешалось использовать при весеннем севе как бес­процентную ссуду.

Крестьяне со времен возникновения государства рос­сийского знали прописную истину: нет запаса хлеба на 5 лет, жди голода, смуты народа при любой обстановке и состоя­нии природы. Государство выделяло нуждающимся посевные семена по самой приемлемой цене, будь это рожь, пшеница, просо, горох, овес. В уборочную пору государство на нужды россиян закупало хлеб в больших объемах. Поэтому перекуп­щики не могли занижать цену на хлеб. Так было 300 лет. Но почему сегодняшние руководители государства не понимают или не хотят понимать, такие элементарные основы сельско­хозяйственного производства?

В те годы в волостях появились кредитные товарище­ства, которые предоставляли крестьянам ссуду сроком до трех лет для покупки лошадей, коров. Они помогали крестьянам выгодно продавать сельскохозяйственные культуры. Осенью 1914 года крестьяне волости собрали неплохой урожай зер­новых, а спекулянты снизили закупочные цены до 50-60 копеек за пуд. Тогда некоторые сельские общества волости заложили свой урожай в кредитное товарищество, которое через полгода реализовало этот хлеб по 97 копеек, удержало свои расходы и крестьянам дополнительно оплатило по 30 копеек с каждого пуда.

В начале XX века в Норусово начал работать агрономи­ческий участок, который обслуживал Норусовскую, Асакасинскую, Тойсинскую волости. Участок в своем ведении имел

2 сеялки, 2 культиватора, 5 видов различной техники для обработки пропашных культур, 1 жнейку, 3 плуга, 2 желез­ные бороны. Правительство и Ядринское земство по возмож­ности помогали им, ежегодно на развитие агротехники воло­сти выделяли до 9500 рублей.

Волостные агрономические старосты старались заинте­ресовать крестьян в посадке на своих участках новых сортов сельскохозяйственных культур, плодовых деревьев. Сельско­хозяйственной старостой Норусовского агрономического уча­стка в те годы работал Игнатий Михайлович Михайлов, кре­стьянин из деревни Тукасы Балдеевской волости Ядринского уезда, с окладом 20 рублей в месяц. Он окончил курсы поле­водства и луговодства при сельскохозяйственной ферме Ка­занского губернского земства. Благодаря ему, при больнич­ной территории, на школьных земельных участках появились сотни яблонь сортов антоновка, анис, боровинка, титовка, скороспелка и налива. Посадочный материал доставляли из­далека, часто из специальных дендрариев.

В это время при сельскохозяйственной ферме Казанского губернского земства работали курсы по птицеводству, молоч­ному хозяйству, при деревне Коракши Асакасинской волости курсы садоводов и плодосушения, при селе Полянка Слободо-Стрелецкой волости курсы луговодства. Многие хотели по­пасть на учебу в Казань, на шести- и десятимесячные курсы. Но из-за отсутствия казенных мест им отказывали, или пред­лагали учиться за свой счет содержания, оплатив 7 рублей 50 копеек в месяц. Более пробивные крестьяне стали слушателя­ми таких курсов за счет средств уездной земской управы. Так, крестьянин деревни Хорн-Кукшум Антон Романов окончил десятимесячные курсы в Тобольской губернии, где получил специальность мастера маслоделия. Крестьянин деревни Алга­зино Леонтий Никонов был принят слушателем на шестиме­сячные курсы пчеловодов, крестьянин села Альменево Тро­фим Васильев стал специалистом молочного хозяйства.

Перед Первой мировой войной в Норусовском крае был садовый бум. Самые активные садовники братья Шумиловы из села Коракши сумели заинтересовать крестьян Норусовскич п Асакасинских поселений заниматься выращиванием яблонь. У некоторых в саду росли до 30 деревьев. Сады цвели в самые трудные годы, их не смогли погубить даже неблагопри­ятные погодные условия 1920-1921 годов. В конце 30-х годов власти обложили садовников налогами, за каждое дерево надо было отдать 250 яиц в год. Вырубать боялись, могли приписать вредительство. Помогла сама природа, зимой 1941-1942 годов из-за сильных морозов все деревья разом погибли.

Благоприятные природные условия способствовали раз­витию в Норусовской волости пчеловодства. Крестьянам были известны два способа возделывания меда: колодное (каска вёлли) и пасечное (утар вӗлли). В селе Норусово и в ближай­ших деревнях было довольно много пчеловодов, в начале про­шлого века они стали использовать рамочные улья. Среди «ра­мочников» особо профессиональными пчеловодами считались жители Ядринской волости В.В. Зорин и кампания А. И. Трондина с более 50 рамочными ульями. Третьего июня 1910 года Казанское общество пчеловодов в селе Норусово открывает курсы пчеловодов, слушателями которых стали сельскохозяй­ственные агрономические старосты, учителя церковноприход­ских школ и простые крестьяне.

Чуваши пчелам проводили моления, оно называлось пче­линой «Хурт Чӳк'». Были даже пчелиные Боги. Про пчеловодов ходило много легенд и преданий: «В старину на территории Чувашского края было очень много меда. Один крестьянин задумал нажиться медом, но не захотел делиться с соседями. Дупло было большое, он не успел опомниться, как погрузил­ся в мед до горла. Начал кричать, звать на помощь, но никто отозвался. В дупле он провел двое суток, питался медом. Помог удивительный случай. За медом пришла медведица и стала спус­каться в дупло задом. Крестьянин не струсил, схватил её за задние лапы и заорал, сколько есть сил. Медведица испуга­лась, быстро убежала, вытащив крестьянина из дупла».

Малоземелье, низкий уровень техники земледелия, от­сутствие кормовых культур отражалось на состоянии живот­новодства. В хозяйствах держали малорослых, малосильных лошадей весом до 15 пудов, малопродуктивных коров с удо­ем до 750 литров в год, свиней с убойным весом не более 50 кг, мелких овец с настригом шерсти до 2-х кг.

Особое внимание уделялось лошадям. Лошадь живет дол­го, сопровождает хозяина по жизни - в труде, в праздничные и свадебные дни. Благодаря коню, крестьянин полностью об­легчил свой непосильный ручной труд. У чувашских крестьян существовал обычай - какова цвета дома живет кошка, такой масти и надо покупать лошадь. Чуваши лошадь считали членом семьи, для неё строили специальный дом — конюшню, выра­щивали овес, ухаживали, вовремя кормили, поили, мыли, чесали гривы. А она за это, вместе с крестьянами добывала хлеб - возила, пахала, косила, убирала, брала всю тяжелую работу на свою спину, становилась верным, надежным по­мощником, настоящим другом, спутником крестьянина, была прямым участником всех военных действий.

Содержание домашних животных (1884 год):


Всего по Норусовской волости

Первое Норусовское общество - Норусово, Мачамуши, Синьялы

Второе Норусовское общество - Кивьялы, Кумбалы, Ослаба, Хумуши

Коровы

1336

175

137

Быки

48

12

9

Телята

214

59

32

Лошади

2200

216

203

Жеребята

161

9

14

Овцы

4671

505

200

Козы

187

2

3

Свиньи

1566

98

96