Вуранрский завод по производству сухого обезжиренного молока

У билетной кассы Казанского вокзала в очереди стояли пять человек. Первым протянула руку в кассу студентка московского института мясо-молочной промышленности Ирина Иванова. Мужчина, стоящий в очереди за Ириной, также получил билет до станции Вурнары и отправился на посадочную площадку.

Быстро познакомились они в купе. Молодой мужчина оказал­ся из братской Чехословакии, он ехал в командировку в поселок Вурнары по вопросу ремонта Чехословацкого оборудования на Вурнарском заводе сухого обезжиренного мопока.

В ходе беседы выяснилось следующее: Ирина - уроженка поселка Вурнары и хорошо знает положение дел со строитель­ством завода, даже немало вурнарцев, которые работали на возведении головного маслозавода после окончания Великой Отечественной войны.

Чехословацкий инженер - опытный специалист по монтажу оборудования на заводах по производству обезжиренного моло­ка был очень обрадован встрече с жительницей Вурнар и меж­ду ними завязалась бойкая беседа.

Завод такого типа, как в Вурнарах, - сказал он, - будет вто­рым в Вашей стране. Кроме сметаны, масла и творога страна будет обеспечена сухим молоком, которое будет отправляться на Крайний Север. Учитывая важность производства перед пра­вительством Чувашской Республики поставлена задача: в бли­жайшие два-три года во чтобы то ни стало завершить строитель­ство завода и приступить к выпуску высококачественной про­дукции.

Беседа между Ириной и чехословацким инженером была толь­ко деловой, временами переходящая в дискуссию. В ходе бесе­ды они не заметили, как быстро остались позади города Арза­мас и Сергач. Уже сверкают впереди огни города Шумерля.

-  Пора собираться, скоро Вурнары, - предупредила Ирина инженера из братской Чехословакии.

Через двадцать минут на востоке раскрылась панорама по­селка Вурнары. Ирина начала рассказывать гостю из Чехосло­вакии о родном поселке Вурнары.

-   Не скучно будет Вам проводить свой досуг в выходные дни. В любое время года прекрасен наш поселок. Со всех сто­рон окружен он лесами. С южной стороны поселка протекает красавица Вурнарка. Она стала местом отдыха жителей посел­ка. Не теряет поселок свою красоту и в зимнее время. Сотни, а может быть тысячи людей выходят в лесные просторы, где про­ложены десятки лыжных трасс. Богат наш край и лесными дара­ми: грибами, ягодами, лечебными травами, а в осеннюю пору собирают здесь орехи, калину.

-   Вот и приехали мы в Вурнары, - вежливо сказала Ирина своему попутчику.

Быстро подхватив рюкзаки, они спустились на перрон. Подав короткий гудок, поезд быстро направился в сторону Канаша. Перед зданием административного управления "Сель­хозтехника" Ирина и Ян Гусак остановились на одно мгновение. Протянув руку в западное направление Ирина сказала:

-  Перед нами строения мясокомбината, а чуть подальше от­веденное место для строительства Вурнарского завода сухого обезжиренного молока, рядом сосновый бор.

Посланец братской Чехословакии внимательно смотрел на территорию будущего завода и чарующие леса вокруг него. На живописном месте будет возвышаться гигантский завод СОМ, - сказал чешский посланец и попрощался с Ириной. Быстро зашагал он в сторону лесного массива

С наступлением лета днем температура поднялась до двадцати пяти градусов. Деревья уже отцвели, и окружающий мир покрывался зеленым одеянием. Днем и ночью не прекращался птиичий гомон в лесах и садах.

В середине июня 1970 года утром прошел теплый проливной дождь, орошая сады и огороды. Через час погода прояснилась, шли граждане в сторону поселка в одиночку и группами. Пеше­ходы обращали внимание на следующее: на пустырях юго-за­падной части поселка трое молодых мужчин ходили взад и впе­ред, первый из них - Григорий Васильевич Васильев - главный инженер Чувашского объединения молочной промышленности, часто смотрел в теодолит, двое - Николай Васильевич Синицын и Николай Алексеевич Зайцев - подсобные рабочие, тянули за собой мерную ленту и в указанных местах забивали в землю железные штыри (колья) кувалдой. К вечеру они завершили ра­боту по планировке размещения объектов строящегося завода согласно проекту, составленному инженером - проектировщи­ком мясо-молочной промышленности Российской Федерации.

За плодотворную работу инженер поблагодарил своих по­мощников и сказал:

- Через три-четыре дня на этом месте развернется работа по строительству объектов завода СОМ. Оборудование полнос­тью завезено.

Работа по монтажу оборудования и строительства всех объек­тов завода была возложена на ПМК-668, которая считалась од­ной из лучших в районе и республике. За короткое время кол­лективом мехколонны были сданы в эксплуатацию десятки круп­ных строительных объектов в Вурнарском, Аликовском и Шумерлинском районах.

В конце июня 1970 года на территорию завода мощными трак­торами приволокли шесть больших специализированных ваго­нов для размещения работников аппарата управления механи­зированной колонны. Один вагон предназначен был для прове­дения культурного досуга строителей. В этот же день состоя­лось первое заседание с участием директора маслозавода Набоко Сергеем Сергеевичем, прорабов передвижной механизиро­ванной колонны, инженера Яна Гусака из Чехословакии и пред­ставителей партийных и советских органов района.

Открыв заседание, Набоко кратко информировал:

- Передвижной механизированной колонной № 668 завтра будет развернута работа по строительству завода СОМ. При­дется нам преодолеть множество трудностей. На вахту труда встанут десятки и десятки строителей, трактористов, водителей грузовых автомашин.

Наша задача: обеспечить слаженную работу на всех учатках строительства и не допустить простоев в работе из-за не­хватки цемента, кирпича, пиломатериала. К услугам строителей будет открыта торговая точка, буфет.

Краткословен был Ян Гусак. По его мнению, при транспорти­ровке и осуществлению разгрузочных работ на железнодорож­ной станции трансформация оборудования не была допущена. Теперь прорабам и рабочим обеспечить своевременную уста­новку согласно их проекту.