Жертвоприношение богам.

Жертвоприношение богам.

Размеры жертв обычно соответствовали «рангам» богов. Более высшие боги и почитаемые киремети требовали себе более крупных жертв, а от второразрядных богов и киреметей отделы вались жертвам и маленьких размеров. Частные жертвоприношения «чук», в случае болезни членов семьи, а равно и жертвоприношения во время общественных молений и культовых праздников, были преимущественно связаны с приношением кровавой жертвы, состоявшей в закалывании лошадей, быков, овец, гусей, кур и т. д. Животное, предназначенное для жертвы, после испытания водой, резали, мясо варили в котлах и после окончания молитвы устраивали угощение, равномерно распределяя мясо между всеми участниками обряда. Здесь же съедали и выпивали все принесенное:  хлеб, лепешки, кашу, яйца, пиво, вино и т. д. В некоторых случаях жертвенные животные на киреметищах — местах языческих молений — оставлялись живыми. Помимо этого, очень часто в качестве жертв у чуваш фигурировали изделия женского труда: кусочки ткани, одежд а — и монеты. Расходы , связанные с жертвоприношениями богам, были весьма тяжелыми и наносили значительный ущерб хозяйству крестьянина, а иногда являлись д а ж е причиной его окончательного разорения. Конечно, практический ум крестьянина искал пути избавления от тягостных жертвоприношений. И постепенно выход был найден: он заключался в символической замене действительных жертв поддельными, фальшивыми. Если судить по обряду жертвоприношения, при котором основная часть жертвенной пищи съедалась самими участниками обряда, а боги и духи должны были ограничиваться лишь остатками пиршеского стола, можно с уверенностью сказать, что начало обмана богов, в форме символической замены действительны х. жертв поддельными, должно быть отнесено к весьма далеким временам. Однако такая замена получает наиболее широкое распространение и чаще практикуется в религиозном быту чуваш главным образом в эпоху усиления товарно-денежных отношений, когда крестьянин был втянут во все усиливающиеся торгово-рыночные  отношения и был вынужден считать и экономить каждую копейку. Эта эпоха датируется X V I I I — X IX вв. Авторы, занимавшиеся изучением религиозных верований чуваш второй половины X IX века, отмечают весьма широкое распространение такого обмана богов. Вот характерная картина из религиозного быта чуваш , данная в работе В. К. Магницкого.