История Храма "Покрова Божией Матери" в Калинино

 
История Храма  
 

 Наши далекие предки- сельчане были крещены в середине XVIII века, токда же открыли Норусовскую церковь. В 1744 году Казанский Священный Синод направляет в село Норусово Тугаевской волости Цивильского уезда указание: «...вышеписанную новокрещенскую деревню Норусово, а и оставшиеся в тех деревнях жительствующие некрещеные чуваши усмотря в объявленной деревне Норусово новопостроенной церкви ко всем крестьянам чателъно, что приходят весь без остатку, которых иметь быть по близости приписаны в приход в новоназначенный Норусовской церкви...».* Не трудно догадаться, что речь идет о приписке чувашских крестьян в новопостроенный Норусовский приход и об их крещении. Документы свидетельствуют о том, что в селе Норусово церковь была построена не в 1748 году, а раньше. Это подтверждается и документом от 21 мая 1744 года о назначении выпускника Казанской семинарии Варлаама Иванова священнослужителем Норусовской церкви «немедленно, занедостаточностью таковых способных»*, а 25 октября 1746 года священнослужителем Норусовского прихода утверждается Илларион Максимов. Крестьян в церквях крестили группами. Например, перед алтарем стояли Алабаш Магин, Бедной Ивребенов, Имендей Ятнаров, Ольхвиндер Ялгиндинов, а вышли оттуда с новыми именами - два Николая и два Ивана Васильевых.

В конце XIX века на этой земле действовало 6 церквей. Это Абызовская, Асакасинская, Альменевская, Норусовская, Сугут-Торбиковская, Сюлькасинская (Кукшумская), а в начале XX века появилась Кадышевская церковь Святого Авраама Болгарского.

 Новая церковь в кирпичном исполнении в селе Норусово была построена в 1889 году на средства прихожан 16 деревень. Приход состоял из 1103 двора, где проживало 5476 человек. О строительстве этой церкви до нас дошла только легенда...«В селе Норусово решили построить церковь на века. Чтобы она простояла дольше, нужно было, как велели традиции, под фундамент положить живого человека. На это в селе никто не соглашался. Когда люди стояли и думали, как быть, мимо проходила молодая, красивая девушка из соседней деревни Ямбахтино. Вот с ней заговорили: - Хочешь быть вечной? Она далее не призадумываясь ответила: - «Кто же не хочет увековечиться? » Тогда ей сказали: - Иди к нам, - дали ей выпить крепкое пиво и предложили ложиться на угол будущего фундамента церкви. Девушка легла. На неё полетели камни. Она не сопротивлялась, быстро потеряла сознание. Затем её залили цементным раствором. Так в селе Норусово поднялась невиданной красоты церковь. Поговаривают, храмов с подобной архитектурой было в России всего три». Конечно это легенда полный вымысел, но нужно отметить, что в чине закладки храма есть момент, когда в основание храма закладываются Святые Мощи. Вот эти Святые Мощи могли принадлежать святой Православной церкви, например- мученницам Екатерине или Ирине и тд.и были заложены в основание храма, что может быть и послужило причиной возникновения легенды.

Прихожан обслуживали два священника, диакон и два псаломщика. Центром прихода было село Норусово, вокруг располагались деревни:Ишлеи, Эпшики, Ямбахтино, Пинеры, Хумуши, Ослаба, Кивъялы, Кумбалы, Мачамуши, Мураты, Синъялы, Чиришкасы, Ойкасы, Азим-Сирма, Малдыкасы, Шоркасы. Церковь была трех престольная. Главная часть церкви - холодная, названа в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Приделы теплые: с правой стороны - во имя Святого Николая Чудотворца, с левой - во имя Святых Петра и Павла. Длина церкви с колокольней 19,5 сажень, наибольшая ширина 8 сажень, высота до верхнего карниза 5,5 сажень. Церковь двуглавая. Иконостас главного храма: длина 3,5 сажень, высота 4,5 сажень. Колокольня трехъярусная - 11 сажень.

Население прихода полностью содержала церковнослужителей, причту, отопление церкви, для чего оказывало материальную и финансовую помощь. В середине XIX века Норусовская церковь получала от казны жалованье 508 рублей, а от волостного схода (собирали прихожане) - 2409 рублей в год.

19 июня 1845 года в селе Норусово состоялся сход прихожан, где собрались казенные крестьяне волости села Норусово, 1-го и 2-го Норусово, сельских обществ деревень Ялдры, Ишак, 1-го и 2-го Мураты, Буртасы и заключили письменный договор, что «состояв в приходе села Норусово, в следствии объявленного нам Норусовским, Байсубаковским, Убеевским правлениями распоряжения Казанской Палаты Государственных Имуществ при общем нашем сходке по своему взаимному согласию заключили сия условия с Священноцерковнослужителями всех трех штатов села Норусово в том, что мы обязуемся для продовольствия отдавать им от каждой ревизской души по одной магазинскои мерки чистого ржи, в таком же количестве овса в год, нарочито избрав для сего от общества старшин или выборных, которые несмотря личного к нам приезда священноцерковнослужителей, должны собирать от нас оный ржаной хлеб по условленному количеству с ревизской души и доставлять им в надлежащее время без всяких со своей стороны прекословии, следующим же от себя сенных покосов не удешевлять, на весь с общего согласия всех трех штатов священнослужителей села Норусово данными деньгами, которые должны им производиться от нас, какие существовать могут при различных обстоятельствах и переменах года, но токмо как от каждой ревизской души только по сорок копеек ассигнациями, а не больше в год. Так как это заведено у нас было и прежде, что изначится у священноцерковнослужителей в церковных документах, каждогодно представленных духовному правительству. Это все вышепрописанное по взаимному нашему и священноцерковнослужителей согласию обязуемся с обоих сторон свято и нерушимо , если же кто из обещаний начинает как установленного количества ржи, так ровно и денег, следующих засеянных покосов не уплатить священноцерковнослужителъству, в надлежащее время сборы за сия должен подписать ответственности, в подтверждение сего нашего условия, но без грамотству своему доверяем учинить рукоприкладство (приходскому) села Норусово ясачному крестьянину Льву Кириллову.

К сему Условию вместо выше описанных из чуваш казенных крестьян за неумением грамоты по их личной просьбе села Норусово казенный крестьянин Лев Аполлонов руку приложил.

Священники - Михаил Иванов, Иван Долматов, Стефан Сретенский

Дьякон - Федор Богоявленский, Афанасий Виганенский, Федот Леонов

Дьячок - Михаил Отточев

Пономарь - Иван Тихомиров, Тимофей Благовещенский, Тимофей А... 1845 года июня 15 дня»*.

Документ подтверждает, что прихожане не всегда позволяли священнослужителям самовольничать, односторонне увеличивать сборы на содержание причты, обязывали их строго соблюдать те условия, которые принимались на сходах прихожан.

Священнослужителями в Норусовской церкви в разное время служили:

1. Первым священнослужителем Норусовской церкви в 1744 году был Варлаам Иванов, его заменил Илларион Максимов. Одного из них повесили во время Пугачевского восстания.

2. Кирилл Иванов, годы его жизни 1743-1804 гг., служил в Норусовской церкви в 1780-1784 гг., жена Анисия Стефанова, они вырастили и воспитали 5 детей. Старшая дочь Анастасия родилась в 1774 году, вышла замуж за священника Кошлаушской церкви Федора Алексеева.

3. Михаил Васильев родился в 1743 году, служил в Норусовской церкви в 1785-1789 гг., жена Евдокия Игнатьева, воспитывали 4 детей. Сын Павел работал пономарем Благовещенской церкви г. Чебоксары.

4. Василий Егоров родился в 1765 году, на службе состоял в 1793-1796 гг. Окончил духовную академию, в 1786 году был переведен в Казань. Жена - Марфа Петрова, имели двух детей.

5. Онисим Федоров родился в 1753 году, служил в 1796-1820 гг. Родился и вырос в селе Норусово, в 1784-1796 годах работал дьяконом Норусовской церкви, в 1796 году ему присвоили сан священника. Жена -Евдокия Петрова, имели шестерых детей, но трое умерли. Младшая дочь Ирина вышла замуж за священнослужителя Кошлаушской церкви К.Т. Элипидина.

6. Василий Васильевич Добросмыслов - 1801-1810 гг. Жена -Мелания Стефанова. Их дочь Варвара стала женой священнослужителя Сугутовской церкви Я. Е. Балдаевского.

7. Кузьма Тихонович Элипидин - 1811-1817 гг. Его внук С. Элипидин в 1858 году издал книгу на чувашском языке «Книгу хвалений или псалтирь».

8. Гаврил Вишневский - 1813-1830 гг.18

9. Гаврил Иванович Клировский - 1817-1830 гг. Убит в 1830 году.

10. Михаил Иванович Иванов, годы его жизни 1798-1869 гг., служил в 1822-1848 гг. Родом из Ишаков, окончил Казанскую духовную семинарию, жена - Вера Алексеева, воспитывали семерых детей. Старшая дочь вышла замуж за священнослужителя Кошлаушской церкви С. Л. Ломоносова.

11.Стефан Родионович Сретенский, родился в 1797 году, служил в 1820-1864 гг. Окончил Казанскую духовную семинарию. Жена - Параскева Егорова, имели пятерых детей.

12. Порфирий Николаевич Чебоксаров - 1824-1841 гг. Историки говорят, что его жена была внучкой сестры востоковеда Н.Я. Бичурина.

13. Иван Андреевич Долматов, родился в 1816 году, служил в 1841-1846 гг. Окончил Казанскую духовную семинарию. Жена - Варвара Яковлева, воспитывали девятерых детей. Один из основателей Норусовскои школы Министерства государственных имуществ.

14. Петр Иванович Добросмыслов - 1846-1865 гг. Сын Норусовского дьякона Алексеевского.

15. Петр Иванович Смирнов, годы его жизни 1841-1912 гг., служил в в Норусовскои церкви в 1865-1880 и 1896-1912 гг. Окончил Казанскую духовную семинарию. Дочь его, Мария Смирнова, стала учительницей Норусовскои женской школы.

16. Иван Петрович Отточев - 1868-1874 гг. Был избран Гласным Ядринского земского собрания.

17. Илья Евграфович Громов, родился в 1849 году, служил в 1873 году. Окончил Казанскую духовную семинарию.

18. Иван Алексеевич Можаровский, родился в 1811 году, служил в 1874-1894 гг. Окончил Казанскую духовную семинарию.

19. Константин Евграфович Бузановский - 1881-1882 гг. Окончил Казанскую духовную семинарию. После работал священнослужителем в Яндобинской церкви.

20. Павел Порфирьевич Чебоксаров - 1882-1883 гг. Родился и вырос в селе Норусово. Женился на сестре С.Л. Ломоносова, воспитали шестерых детей.

21. Николай Александрович Краснов, родился в 1854 году, служил в 1885-1894 гг. Окончил Казанскую духовную семинарию. Разжаловали в псаломщики.

22. Александр Григорьевич Благовещенский родился в 1866 году, служил в 1894-1896 гг. Родился и вырос в селе Норусово. В 1921 году его застрелил красноармеец.

23. Евгений Алексеевич Каменский родился в 1865 году, служил в 1890-1926 гг. Окончил Казанскую духовную семинарию. Жена Дарья Егорова из чувашских крестьянок.

24. Сергей Васильевич Павловский родился в в 1870 году, служил в 1908-1915 гг. Родился и вырос в селе Сугут - Торбикове. Окончил Казанскую духовную семинарию. Жена- Елизавета Константинова.

25. Василий Леонтьевич Петров - 1915-1925 гг. Окончил Казанскую духовную семинарию. Помяни их Господи во Царствии своем.

 Совет Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года издал декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Из всех официальных актов устранили всякое указание на религиозную принадлежность граждан. Отменили все религиозные клятвы, присяги. Школу отделили от церкви, начали преподавать истинную, подлинную науку, а не искаженное вероучение (так объявляла Советская власть). Все имущество церквей, религиозных обществ было объявлено народным достоянием. Решением Ядринского уездного Совета в марте 1919 года все церкви, их имущество, земли описывались и передавались на бессрочное пользование государству. Пятого марта 1919 года было описано имущество Норусовской церкви, а через четыре дня - Кукшумской церкви. В первую очередь у них было реквизировано золото и серебросодержащие облачения, вещи, колокола.

В советские годы Норусовский храм решили уничтожить: закрыли в 1939 году, но разобрать не смогли. Комиссия, собравшаяся в начале 1972 года, постановила, что для восстановления храма необходимых средств нет, следует разобрать. Для выполнения работ вызвали саперов из Казани. После первого взрыва здание церкви качнулось, но не рухнуло. Решили повторить, но только через два месяца. Второй взрыв превратил здание в груду кирпичей, расчеты были точны. Говорят, что храм отомстил за себя, будто непосредственные участники уничтожения церкви один за другим скоро ушли в мир иной.

 Вопросы закрытия церквей решали одним махом, не считаясь с мнениями старых и престарелых прихожан. Кукшумскую церковь закрыли в 1932 году, но постановление Президиума Вурнарского райисполкома было принято только 14 февраля 1939 года. Вурнарский райисполком 17 апреля 1938 года, заранее приготовив ходатайства колхозников, принимает решение закрыть Абызовскую, Сугут-Торбиковскую, Кошлаушскую, Малояушскую, Янгорчинскую и Норусовскую церкви и просит ЦИК Чувашской АССР передать их под школы. Альменевская церковь бездействовала с 1930 года. Храм официально закрыли в 1939 году. За Асакасинскую церковь в течение 1,5 лет боролись прихожане деревень Асакасы, Куганары, Карачуры. Власти к мнению народа не прислушались, церковь закрыли 7 июня 1939 года. Таким образом, на территории района не осталась ни одной действующей церкви, а их в начале XX века было девять. Позже власти разрешили совершать богослужение только одной - Артеменьковской церкви, который и действовал один на весь Вурнарский район.

 Ныне действующий приход церкви Покрова Пресвятой Богородицы зарегистрирован 2000 году. Для совершения богослужений Калининская школа предоставила здание бывшего интерната для учеников из далеких деревень. После ремонта и переделки под молитвенный дом, здание было освящено и в нем начались богослужения. Нужно отметить, что молитвенный дом находится буквально напротив месту разрушенного старого храма. Благодаря милости Божией почти сразу же нашелся благотворитель из уроженцев села Калинино, который взял строительство нового храма на себя - это Юрий Михайлович Горшков. Местом для нового храма избрали восточную окраину села, недалеко от сельского кладбища. Были предложения найти место под храм в середине села, но от этого варианта быстро пришлось отказаться- никак не могли найти пригодное место для храма. И Слава Богу -выбор оказался не случайным и промыслтельным, в ходе разговоров с старожилами села выяснилось, что недалеко от этого места, на берегу реки Большой Цивиль в безбожные годы расстреливали неугодных власти людей. И несомнено среди них были и христиане,пострадавших за веру. (В ходе подготовки материала использованы работы Отрыванова С. Г.)

 В 2003 году в селе Калинино храм был достроен и освящен правящим архиерем Чебоксарсо-Чувашской епархии митрополитом Варновой в честь иконы Пресвятой Богородицы Покрова. С момента освящения на должность настоятеля назначен иерей Сергий Моряков, который также является благочинным Восьмого благочинного округа Чебоксарско- Чувашской епархии. Храм имеет девять оригинальных куполов в честь девяти чинов ангелов. Пять лет назад церковь освятили, в настоящее время вновь отстраивается боковой придел апостолов Петра и Павла.

Значение и символика храма.

С тех пор как святой равноапостольный князь Владимир окрестил Русь, один за другим стали вырастать храмы. Для их строительства выбирали самые красивые места. Православные храмы очень красивы и разнообразны: то огромные и величественные, то маленькие и уютные, то строгие, то узорчатые и радостные, даже веселые. На Руси много белоснежных храмов, сияющих ослепительной белизной на фоне неба, но есть и разноцветные, как сказочные терема, с любовью раскрашенные разными красками.

 Храм — это не только общий дом, где собираются люди для молитвы. Храм символизирует Царство Божие. Каждая деталь в храме имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Крест – символ Божественного Искупления мира и Воскресения. Главки храмов имеют форму свечи или шлема. Такая форма как бы соединяет значения: горения православных сердец и воинская защита. Вот и стоят храмы как горящие огромные общие свечи и воины Христовы. Э то воинство сражается за спасение всего мира и каждого отдельного человека, и войну следует понимать здесь как сражение с грехами, которые разрушают мир. Храм — воистину ковчег спасения для верующих людей. Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, закрывшись в ковчеге, так и Церковь, словно корабль, спасает христиан от греховного потопа среди бурных волн моря житейского, перевозит от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни, к тихому приста­нищу Царства Небесного. Поэтому чаще всего храм строился в форме корабля, как повелевали апостолы, "продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим". Посмотрим на русский храм издали — это белоснежный корабль с высокой мачтой — колокольней и наполненными ветром парусами — куполами, движущийся на восток, к восходу солнца, к Солнцу Правды — Христу, Который Сам Себя именует Востоком свыше. Встречаются на Руси храмы в виде креста — символ спасения, круга — символ вечности, но духовное значение ковчега спасения сохраняется и при этом. Крестово-купольная форма храма является самой распространенной на Руси и пришла к нам из Византии. Однако и среди них существует большое архитектурное разнообразие. Строгие одноглавые храмы, подобно всемирно извест­ному храму Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли; многоглавый собор Василия Блаженного; пятиглавый Успенский собор Московского Кремля и шатровые храмы, подобно храму Вознесения в Коломенском, Воскресенскому в Новом Иерусалиме. Форма креста особенно наглядно просматривается в таких храмах, как Успенский собор в Кремле. Это пятикупольный храм. Пять его куполов символизируют Главу Церкви — Христа и четырех апостолов-евангелистов. Бывают храмы и двенадцатикупольные — в честь 12 апостолов. На соборе Василия Блаженного их десять — о одному над каждым алтарем и один на колокольне.

Внутреннее строение храма.

 Главное в храме — это внутренняя гармония. Именно внутри храма раскрывается смысл того, что мы называем Церковью — Домом Божиим. Храм имеет две главные части: алтарь и собственно храм. Но часто к этим двум частям прибавляется и третья, которая называется притвором. Поэтому, как правило, храм разделяется на три части: алтарь, храм (или четверик) и притвор (или трапезная). Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. (Сам храм предназначен для верующих, а в притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению, и кающиеся, отлученные на время от причастия.) Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол, возвышающийся посреди него. На престоле располагается Евангелие — записанное Слово Божие. Алтарь, символизирующий рай, закрыт от средней части храма большой перегородкой. Это иконостас. На нем рядами, в определенном порядке расположены иконы.

 В современных храмах притвор, или трапезная, почти совсем слились с храмом по назначению. Мистическое значение притвора — это место соприкосновения божественного с землею. Это мир людей. И, действительно, в при­творе больше суеты, земных забот. Здесь продаются церковные принадлежности и свечи. К притвору примыкают колокольня, если она не стоит отдельно, и крыльцо, через которые мы попадаем в храм. В притворе, как и в храме, много икон, а также стенных росписей. Известны стенные росписи таких русских храмов, как Благовещенский в Кремле, Иоанна Предтечи в Ярославле, где именно галереи вокруг храма, являющиеся притвором, прекрасно расписаны орнаментом и иконописными изображениями.

Устройство Калининской церкви Вурнарского района.

 В нашем районе в селе Калинино тоже имеется красивый храм в честь иконы Покрова Божией Матери. Его построили 2000-2003 годах на средства благотворителей. Большая часть благотворительной помощи был оказан уроженцем села Калинино и выпускником нашей школы Юрием Михайловичем Горшковым. Был освящен 23 декабря в 2003года митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в честь иконы Пресвятой Богородицы Покрова. Церковь имеет по основанию форму креста. Храм построен в византийском стиле с применением особенностей русской архитектуры. Об этом свидетельствуют узкие удлиненные окна и полукруглые узоры в оформлении фасада здания. К храму примыкает шатровая колокольня, где установлена звонница из семи колоколов, отлитых в городе Каменск-Уральск.

 Над храмом красуются девять куполов в честь девяти ангельских чинов. Купола представляют собой луковицы. Они повторяют узоры куполов храма Василия Блаженного. Таких красивых куполов больше нет ни в одной церкви Чувашии. Купола окрашены в голубой цвет, цвет одежды и покрывала Божией матери. В нашей церкви иконостас пятиярусный: первый ряд- местный ряд, где находятся иконы местночтимых святых и храмовая икона, а храмовой иконой является – икона Покрова Божией Матери; Второй ряд- Праздничный, где изображены иконы двенадцати главных праздников. Третий ряд- апостольский, где изображены святые Апостолы; Четвертый и пятый ряд- пророческий, там находятся святые Пророки и ветхозаветные святые. В середине иконостаса имеется главный вход- Царские врата, которые открываются только во время богослужения - в особо торжественные моменты. Кроме Царских врат в алтарь ведут южные и северные двери для священнослужителей и алтарников. Напротив иконостаса, с западной стороны церкви находятся так называемые «хоры»- балкон для певчих и чтецов во время богослужения. В центре храма с сводов купола отпускается трехъярусное «паникадило» (люстра для освящения храма), которое тоже зажигается в особо торжественные моменты богослужения. Храм изначально был спроектирован двухпрестольным: главный придел освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы Покрова, правый, боковой придел в честь- Первоверховных апостолов Петра и Павла. Иконостас вырезан полностью из цельного дерева прихожанином этого же храма Михайловым Павелом Ивановичем. Иконостас этого придела двухъярусный, состоящий из местного и праздничного рядов. На втором этаже храма имеются оборудованные классы для воскресной школы, комната для чаепития детей и библиотека. Школа действует с момента освещения храма. Дети на занятиях учат Закон Божий, занимаются рукоделием (бисероплетением, вышиванием), рисованием и пением. Ежегодно ученики участвуют в Рождественском фестивале в городе Чебоксары, во время каникул ездят в паломнические поездки по святым местам и организовывают походы. Вокруг храма ежегодно трудами школьников выращиваются цветы, имеется красиво вырезанная беседка, колодец, и совсем новая детская площадка для всех детей прихожан. Вступая в Церковь, мы входим в дом Божий, познаем православную веру, познаем историю Церкви, знакомимся с Церковью лицом к лицу. Современному человеку важно получать знания и приобщаться к своей национальной культуре как важнейшему сокровищу. Это не только сделает жизнь человека интересной, полной замечательных открытий, но и позволит обрести нужную профессию и поможет найти применение его способностям и талантам в родной культуре. Сегодня Церковь открыта для каждого из нас. И со своей стороны мы должны сделать усилие, чтобы сохранить и приумножить то духовное богатство, что нам досталось от дедушек и бабушек.

По материалам сайта: http://www.kalinino-pokrova.ru/